МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ БЕНЧМАРКИНГА В ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Authors

  • Наталия Владимировна Игуменцева Харківський національний університет радіоелектроніки, Ukraine https://orcid.org/0000-0002-1928-4707
  • Юрий Викторович Овсюченко Харківський національний університет радіоелектроніки, Ukraine https://orcid.org/0000-0002-0522-1799
  • Елена Васильевна Пересада Харківський національний університет радіоелектроніки, Ukraine https://orcid.org/0000-0003-0388-975X
  • Инна Борисовна Прибыльнова Харківський національний університет радіоелектроніки, Ukraine https://orcid.org/0000-0001-6851-5340

DOI:

https://doi.org/10.20998/2413-3000.2020.1.5

Keywords:

конкуренция, абсентеизм, стратегия развития, инновационные технологии, бенчмаркинг, модель оценки системы

Abstract

Показана сущность конкуренции как объективной закономерности развития товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства, и товарного обмена. Показывается экономическая основа рыночной экономики (частная собственность), которая порождает соответствующую цель производства. Такой целью являются максимизация прибыли и минимизация затрат субъектов рынка. Поэтому борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в таких условиях неизбежна, она выступает на поверхности общества с развитой рыночной экономикой как конкуренция. Конкуренция рассматривается не в качестве экзогенного фактора, воздействующего на рыночную экономическую систему извне, а как объективное явление, присущее рыночной системе хозяйствования как таковой, что обусловлено экономической обособленностью отдельных товаропроизводителей. Будучи важным двигателем рыночной экономики, конкуренция не устанавливает ее законы, а выступает лишь в роли «исполнителя» данных, внутренне присущих товарному производству законов и, прежде всего, закона максимизации прибыли, который определяет цель и движущий мотив хозяйствующих субъектов в экономике. В условиях рыночной экономики конкуренция играет противоречивую роль. С одной стороны, она заставляет производителей постоянно стремиться к снижению затрат ради увеличения прибыли. В результате этого повышается производительность труда, снижаются издержки производства, и компания получает возможность уменьшить розничные цены на свою продукцию. Следовательно, повышая эффективность производства, конкуренция выступает потенциальным фактором понижения цен. С другой стороны, в условиях несовершенной конкуренции продавцы имеют больше свободы в назначении цен, так как продают свою продукцию в условиях монополистической конкуренции или олигополии. В этом главная слабость рыночной системы хозяйства.

References

Danilov I. Benchmarkinh – efektyvnyy instrument pidvyshchennya konkurentozdatnosti [Benchmarking is an effective tool for improving competitiveness]. Standarty ta yakistʹ [Standards and quality]. 2005, no. 1.

Harrington H. J., Harrington S. J. Benchmarking at its best. 20 Steps to Success. St. Petersburg: Peter, 2004. 176 p.

Borysenko M. YU. Benchmarkinh yak suchasnyy instrument upravlinnya pidpryyemstvom [Benchmarking as a modern enterprise management tool]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/benchmarking-kak-sovremennyy-instrument-upravleniya-predpriyatiem.

Benchmarkinh: pryklady krashchykh kompaniy dlya rozvytku svoho biznesu [Benchmarking: Examples of the best companies to grow their businesses]. URL: https://www.gd.ru/articles/8823-benchmarking.

Hutsa O. N., Elʹchanynov D. B., Porvan A. P., Yakubovskaya S. V. Systemy podderzhky prynyatyya reshenyy v upravlenyy proektamy, osnovannye na kachestvennykh metodakh [Decision support systems in project management based on qualitative methods]. Visnyk NTU «KHPI». Seriya: Systemnyy analiz, upravlinnya ta informatsiyni tekhnolohiyi [Bulletin of NTU "KhPI". Series: Systems Analysis, Management and Information Technology]. Kharkiv, NTU «KHPI», 2017, no. 3 (1225), pp. 82–88. doi: 10.20998/2413-3000.2017.1225.15.

Larichev O. I. Verbal'nyy analiz resheniy [Verbal analysis of decisions]. Moskva: Nauka, 2006. 181 p.

Ovsyuchenko Yu. V. Otsenka deyatel'nosti predpriyatiy i prinyatiya upravlencheskikh resheniy. Monografiya [Evaluation of the activities of enterprises and managerial decision-making. Monograph]. Kharkiv, KHNURE, 2010. 200 p.

Published

2020-02-03

Issue

Section

Сборник научных статей